Материалы

Круглый стол на тему: "Статус беженца"

Рабочая группа оргкомитета: Слюсаренко Татьяна Валерьевна, к.ю.н., доцент; Сошникова Ирина Владимировна, к.соц.н., доцент, Романов А.Н., к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой

в том числе:

Уполномоченный по правам человека Свердловской области Т.Г. Мерзлякова

Советник аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Руденкина Э.Э.

Начальник Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области, полковник внутренней службы Прибавкин В.В.

КС беженцы

Результаты мероприятия: Важной характеристикой современного мира являются глобальные миграционные процессы, интенсивность которых постоянно нарастает. Их особой составляющей являются вынужденная миграция.

В ряд стран беженцы привнесли немалые проблемы, включая рост преступности, наркомании и иных негативных социальных явлений, осложнение внутриполитической и экономической обстановки. В некоторых случаях они стали питательной средой для терроризма.

Ситуация вызвала ответную реакцию соответствующих государственных и международных институтов этих стран. Повсеместно наблюдается тенденция к ужесточению правил приобретения статуса беженца. В ряде государств националистические партии и движения требуют депортации лиц, претендующих на статус беженцев. Имеют место и факты их дискриминации.

Дискуссия по этому вопросу ведется во все усложняющемся контексте глобальной миграции, когда ежедневно тысячи людей вынуждены мигрировать в силу различных военных, политических, социальных, экономических и экологических факторов.

КС беженцы 3

Актуальность изучения проблемы беженцев и их правового статуса связана также с тем, что неурегулированная должным образом миграция беженцев может не только оказывать негативное воздействие на внутриполитическую и экономическую обстановку в стране, приводя к непредсказуемым социальным последствиям, но и способна повлечь за собой серьезные осложнения в межгосударственных отношениях, представлять собой угрозу национальной безопасности любого государства.

Данный опыт весьма важен для России в условиях экономической и политической нестабильности, ограниченного финансирования миграционной политики. Острота вопроса беженцев как в международном праве, так и во внутригосударственном праве диктует необходимость ее глубокого научного осмысления.

КС беженцы 5

В результате дискуссии на круглом столе были сформулированы следующие основные положения и выводы:

1. Сравнительно-правовой анализ соответствующих международных, региональных и национальных правовых актов показал целесообразность предоставления беженцам единого правового статуса, следовательно, необходимость разработки и принятия нового определения понятия «беженец».

При этом неотъемлемым критерием признания лица беженцем должен быть факт пересечения им государственной границы страны своего постоянного проживания.

2. В настоящее время существует значительное число универсальных, региональных и двусторонних соглашений, которые в полном объеме или частично регулируют правовой статус беженцев.

3. Необходима разработка нового универсального международного механизма, регламентирующего все аспекты правового статуса беженцев на базе единого международного соглашения, в котором будут использованы положения региональных договоренностей и деятельности региональных организаций, а также прогрессивный характер документов рекомендательного характера, многие из которых требуют трансформации в нормы международного договорного права.

КС беженцы 1

4. Правовой статус беженцев в соответствии с международным правом строго определен, но существуют другие категории лиц, де-факто подпадающие под действие соглашений о беженцах, так называемые "лица, нуждающиеся в международной защите". На уровне международного права они имеют неопределенный правовой статус, который в основном регулируется документами рекомендательного характера. Данная проблема требует четкого правового решения.

5. Существующая система международных контрольных механизмов обеспечения прав беженцев функционирует в рамках системы международных контрольных органов обеспечения прав человека, которая не всегда является эффективной, носит преимущественно декларативный и формальный характер.

Требуется введение единого механизма международной защиты беженцев с устранением дублирующих структур и понятий, а значит, учреждение единого независимого международного контрольного органа в данной области.

КС беженцы 2

6. В рамках мирового сообщества наблюдается жесткая адекватная политика ужесточения законодательства в отношении правового статуса беженцев, но на практике она становится фактическим нарушением прав лиц, ищущих убежища.

7. Отсутствие в законодательстве РФ действующих механизмов реализации правовых норм, регулирующих правовой статус беженцев, на практике приводит к массовым нарушениям прав данной категории лиц, что, в итоге, опосредованно нарушает взятые на себя Россией международные обязательства в этой области.

При этом необходимо отметить прогрессивное изменение законодательства РФ о беженцах, выражающееся в постепенном формировании и совершенствовании правовых механизмов обеспечения их правового статуса в соответствии с международным правом.